Remedia-baby.ru

Детский журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сюжетные подвижные игры

Сюжетные подвижные игры

Важное место в жизни ребёнка занимает игра. К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Характерная особенность подвижных игр – это комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребёнка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Сюжетные подвижные игры

Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающем мире. В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Это ведёт к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте большое значение имеют сюжетные подвижные игры. В таких играх действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. Сюжетные игры преимущественно коллективные, и в них может участвовать разное количество детей – от 10-и до 25-и человек. Сюжетные подвижные игры помогают малышам закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолётах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и так далее.

Маленькие дети довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому инструктор может повторять знакомые игры, не боясь, что они им наскучат. Инструктор должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.

Предлагаю всем вместе поиграть в наши подвижные игры!

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Цель: закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры

Инструктор: Давайте поиграем на полянке! А как называется игра, вы узнаете по подсказке. Отгадайте загадки. По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком. Кто зимой холодной ходит хмурый, злой, голодный?

Дети: Заяц и волк.

Инструктор: Итак, дети-зайцы становятся в одном конце зала, а ребёнок-волк – в другом. Зайцы выбегают на полянку, бегают, прыгают, резвятся, щиплют травку.

Зайки скачут: скок-скок-скок,

На зелёный на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Не идёт ли волк? (Дети в соответствии с текстом выполняют движения. По сигналу «Волк идёт!» зайцы убегают и прячутся в заранее выбранное место. Волк пытается их догнать.)

Подвижная игра «Мишка по лесу гулял…»

Игра Мишка по лесу гулял

Цель: закреплять умение бегать в одном направлении, действовать в соответствии со словами, развивать творческие способности.

Описание игры

(Мишка-водящий надевает игровую шапочку и выполняет движения в соответствии с текстом. Дети стоят в другом конце зала.)

Мишка по лесу гулял (ходить, изображая медведя),

Мишка деточек искал (приставить ладонь ко лбу).

Долго-долго он гулял (ходить, изображая медведя),

Сел на травку, задремал (сесть, закрыть глаза).

Вышли деточки гулять (подходить к мишке на носочках),

Стали ножками стучать (топать ногами):

Мишка, Мишенька, вставай,

Наших деток догоняй! (Дети убегают за исходную линию, мишка пытается их догнать.)

Подвижная игра «Колобок и лисичка»

Цель: совершенствовать умение быстро передавать мяч друг другу двумя руками.

Описание игры

Инструктор: Смотрите, вот лисичка. (Указывает на куклу-перчатку.) Лисичка-сестричка хочет съесть Колобка. Помогите-ка ему убежать! (Дети встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук и передают мяч из рук в руки соседу. Мяч надо брать и передавать двумя руками. Лисичка старается догнать мяч.)

Подвижная игра «Детки в домиках сидят…»

Цель: обогащать двигательный опыт детей; вызывать чувство радости от совместных действий, развивать творческие способности и воображение.

Описание игры

(Дети сидят на корточках за стульями-домиками, выглядывают в окошко. Инструктор произносит текст, дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Инструктор: Детки в домиках сидят

И в окошечко глядят.

Кто-то в гости к нам спешит

И копытцами стучит!

Кто это? (Показывает игрушку-лошадку или предлагает отгадать загадку.) Лошадка! (Дети выходят из домиков, изображают лошадок: бегают и цокают языками.)

Инструктор: Детки в домиках сидят

И в окошечко глядят.

По дорожке что-то скачет.

Что же это? (Показывает мяч или предлагает отгадать загадку.)

Звонкий мячик. (Дети выходят из домиков, показывают, как прыгает мяч.)

Инструктор: Детки в домике сидят

И в окошечко глядят.

Зашуршали громко шины,

Это едет к нам… (Показывает детям машину или предлагает отгадать загадку.)

Машина! (Дети выходят из домиков, берут рули в руки, едут по дорожке или вокруг стульчиков. Вариантов этой игры множество, как и загадок – животные, техника, предметы. Можно предложить детям самим придумать движения, помогающие изобразить отгадку.)

Подходы к классификации детских игр [ править ]

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация их затруднительна. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры, его функций в развитии детей, дать классификацию игр. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. В каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции.

Существуют различные подходы к классификации детских игр, которые отличаются друг от друга признаками, выступающими за их основу. Ф. Фребель первым из педагогов выдвинул тезис о игре как особом средстве воспитания, положив в основу своей классификации принцип дифференцированного влияния игр: на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры).

Читать еще:  Болит горло у ребенка 5 лет лечение комаровский

Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть у немецкого психолога К. Гроса: игры развивающие волю отнесены к «играм обычных функций». Вторую группу игр, по его классификации, составляют «игры специальных функций». Эти игры представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов.

Лесгафт2.jpg

П.Ф. Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение, особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Педагогом была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных. Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы: Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития. Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.

В. В. Давыдов выделяет два основных вида детских игр: игры со скрытыми правилами — сюжетно-ролевые игры (правила определяются сюжетом и ролью); игры с открытыми (фиксированными) правилами — дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных игр, игры-забавы.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами. Авторами такой классификации являются Д.З. Менджерицкая, Т. Л.Маркова.

Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием: военные, бытовые, производственные.

Исследователями Центра «Дошкольное детство» им. А. В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры.

Классификация игр по Н.К. Крупской.PNG

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр раскрыт в трудах Н.К.Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие), и организованные, с готовыми правилами. Первое название наиболее точное, так как сюжет и роли имеются и во многих играх с правилами. При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них — решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы: подвижные и дидактические. Однако это деление в значительной степени условно, так как многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивают ориентировку в пространстве, требуют знания стихов, песен, умения считать), а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

В последние годы проблема классификации детских игр снова стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника». В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры: детей или взрослых.

А.П. Усова и А.В. Запорожецвыделяли творческие игры и их разновидности: игры-драматизации и строительные, подвижные игры, дидактические игры. В творческих играх есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают игрушки.

Строительные игры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных руками человека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Как построить?», которую дети решают с помощью различных материалов и действий. Расширение представлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретение коммуникативных умений и строительных навыков приводит к появлению коллективных строительных игр. Строительные игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания, преобразования действительности, как и в трудовой деятельности. В подвижных играх все играющие вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилам игры и направлены на достижение условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими играющими. Существующие в народе подвижные игры возникали свободно, были разными по продолжительности, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры. С развитием педагогической мысли происходит отбор из числа народных наиболее целесообразных в воспитательном отношении игр. Все спортивные игры можно разделить на две группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные, игры-забавы. Вторая группа – спортивные игры: городки, баскетбол, настольный теннис, футбол. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра, которая создается взрослыми специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. Ребенок не только получает новые сведения, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

С точки зрения развития и воспитания выделяются игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание; с социально-психологической точки зрения игры делят на массовые, групповые, индивидуальные; с точки зрения управления игрой: стихийные, педагогически управляемые; по используемому материалу классифицируют на словесные, предметные (с мячом, скакалкой, кубиками).

Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.

Начиная организовывать игры в детском коллективе, воспитатели опираются уже на достигнутый уровень развития воспитанников, их привычки, способности, а затем планомерно перестраивают существующие интересы детей, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. Жизнь детей ярко и значительно проявляется в играх, и если эти игры подобраны продуманно, проведены правильно. Именно так в играх можно достичь многого, чего нередко трудно добиться беседой, собранием.

Читать еще:  Аллергия у ребенка 6 лет чем лечить

Классики

Ошибочно предположение о том, что классики «родились» в эпоху СССР. На самом деле эта игра известна со времен Средневековья. Однако именно в Советском Союзе она получила небывалую ранее популярность. Не было в СССР двора ли школьной площадки, где бы дети не играли в классики.

По правилам этой игры на асфальте чертили мелом (белым или цветным) прямоугольное поле, в котором выделяли 10 квадратов и полукруг. При этом использовалось несколько вариантов прыжков и разметки игрового поля. Суть классиков заключалась в том, что каждый игрок должен был перепрыгивать одной ногой с квадрата на квадрат, дойдя таким образом до полукруга, а затем повернутся и вернутся по квадратам обратно.

Сюжетно-ролевая игра в одиночку: такое бывает?

Малыш осваивает социальные роли в основном через сюжетно-ролевую игру — в ней участники отыгрывают ту или иную ситуацию и взаимодействуют друг с другом: дочки-матери, больница, магазин, парикмахерская, стройка. Всегда ли нужен партнер по такой игре и можно ли обойтись без него? Нужно ли учить ребенка играть в такие игры или он рождается сам уже с этими знаниями и умениями?

Конечно, ни один ребенок не рождается с навыком самостоятельной игры. Однако его постепенно можно привить. Малыш перестает воспринимать окружающий мир через родителей уже с годовалого возраста, когда шаг за шагом начинает исследовать его самостоятельно. И уже с этого возраста можно начинать потихоньку направлять его любопытство, задавать вопросы, например: «А давай посмотрим, что в ящичке?», «Узнаем, двигаются ли у этой куклы ручки и ножки, поворачивается ли голова?»

Этот этап игр принято называть предметной игрой, а уже из нее примерно к 3 годам постепенно появляется сюжетно-ролевая. Если с раннего возраста поощрять любопытство малыша, не одергивать его, меньше вмешиваться и поправлять, выше шансы, что он будет реализовывать свое любопытство в игре. В противном случае можно подорвать его уверенность в собственных силах, и когда настанет пора сюжетно-ролевой игры, ребенок будет предпочитать роль наблюдателя, а не активного участника. А значит, для игры ему потребуются другие люди.

Тем не менее сюжеты для игр ребенку все равно нужно где-то брать. Для детей младшего дошкольного возраста главный источник таких сюжетов — подражание взрослым. Наблюдая за другими людьми в разных ситуациях, ребенок запоминает фразы и действия, а затем старается повторить их, но в то же время привносит новые элементы из собственного опыта.

Для того чтобы сделать игры малыша более насыщенными и интересными, на первом этапе придется поиграть вместе с ним и показать все разнообразие ситуаций, которые могут происходить в том же магазине или, например, в больнице.

Может, это визит к стоматологу, или, возможно, вы пришли в ветеринарную клинику. А как насчет медкомиссии для космонавтов? Допустим, мама готовится к полету на ракете и выходу в открытый космос, а папа с дочкой проводят медицинские тесты и предполетную подготовку. Значит, нужно взять маму за руки и как следует покружить — проверить вестибулярный аппарат. Словом, придумывайте разные варианты, чтобы впоследствии ребенку было из чего выбирать и моделировать собственные уникальные игровые ситуации.

К тому же любой сюжет со временем может надоесть ребенку, если ничего не меняется. Усложняя сюжет, мы добьемся того, что малыш будет проявлять в самостоятельной игре фантазию, а игра превратится в творческое и по-настоящему развивающее занятие.

ВИДЫ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Влияние игры на развитие ребенка дошкольника зависит от ее типа.

Коллективные игры

В таких играх у детей формируются коммуникационные навыки, они учатся правилам общения, усваивают, как нужно вести себя в социуме. В коллективных играх малыши могут слушать, разговаривать, поделиться своими мыслями и чувствами.

Математические игры

В процессе игровой деятельности дети также могут познавать основы точных наук. С помощью игр у детей формируется представление о геометрических фигурах, числах и количестве, а также логическое мышление.

Игры с мячом

Когда ребёнок играет с мячом, у него развивается ловкость, улучшается выносливость, повышается координация движений. Игры с мячом положительно влияют на физическое здоровье. Ребёнок становится более сильным, физически развитым, крепким.

Скороговорки

Из-за неправильной дикции у детей часто возникают проблемы в школе. Чтобы предупредить и предотвратить это, нужны развивающие игры, в которых ребёнок должен быстро и правильно произносить сложные слова и фразы. Веселые речевые тренировки могут состоять из скороговорок.

Подвижные игры

Подвижные игры, как и игры с мячом, укрепляют здоровье ребёнка, развивают его мускулатуру и опорно-двигательный аппарат. Чтобы игра была веселее и принесла больше пользы, можно включить в неё скакалку, кегли, канат. Зимой можно играть в снежки, лепит снеговика.

Настольные игры

Сейчас в магазинах на прилавках лежит огромное количество разнообразных настольных игр для детей всех возрастов, которые развивают ребенка. Паззлы, мозаика, трафареты для рисования, раскраски, головоломки, конструктор все эти игры позволяют ребёнку провести время весело и с пользой. Настольные игры улучшают память и сообразительность, совершенствуют творческие способности и глазомер.

Компьютерные игры

Наш век цифровых технологий невозможно представить процесс воспитания и развития ребёнка без компьютерных игр. Несмотря на все свои минусы, компьютерные игры имеют и свои плюсы. Главное это подобрать хорошую развивающую игру. Яркие изображения помогают малышу изучить цвета, геометрические фигуры, цифры и буквы. Обучающие компьютерные игры улучшают логическое мышление детей, повышают эрудицию. Но имейте в виду, что необходимо контролировать время, проведенное ребёнком за экраном. Дети дошкольного возраста должны играть на компьютере не более получаса в день.

Читать еще:  Как давать сироп амбробене ребенку?

Влияние игр на развитие ребёнка

Игры, в которые любят играть дети

Чаще всего сюжетно-ролевые игры начинаются с семейных сюжетов. Игре в «семью» ребенка учить не нужно, он играет сам, родителям нужно только наблюдать и делать выводы, в зависимости от сюжета. Наблюдая за игрой, вы поймете, как ваш ребенок оценивает обстановку в семье, поведение близких, и возникающие проблемы. Лучше всего предложить ребенку поиграть в «семью» вместе, где вы возьмете на себя роль ребенка, а малыш примерит на себя роль главы семьи. Такая игра очень сближает и ребенок будет счастлив от того, что вы будете его слушаться и выполнять все, что он скажет.

Большой популярностью у детей пользуются сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиями, особенно с теми, представителями которых являются его родители. Все дети очень любят строить домики. Ребенок накрывает тканью или одеялами стол, или стулья и этот домик становится его крепостью, где он чувствует себя полноценным хозяином, который может выбирать гостей.

Сюжетно-ролевая игра может многое рассказать родителям о чувствах и переживаниях ребенка, нужно только за ней следить, и вы все поймете.

Небольшие выводы из всего сказанного:

  1. Для нормального развития ребенка нужно потихоньку усложнять ролевые игры;
  2. Придумайте игры, которые могут с ним играть только мама или папа, бабуля или дедуля, а также игры для всех членов семейства;
  3. Старайтесь, чтобы в игре присутствовало соперничество;
  4. Показывайте свое уважение и внимательно относитесь к играм ребенка;
  5. Показывайте ребенку свое желание принять участие в игре;
  6. Выказывайте сопереживание чувствам малыша;
  7. Игры необходимо повторять для закрепления навыков ребенка.

Играйте со своим ребенком, только так вы сможете углубить ваши отношения и адаптировать его к взрослой жизни.

Для сюжетно-ролевых игр вы можете купить ребенку игрушки, а какие именно давайте разбираться. Игрушки можно условно разделить на несколько групп.

Семейство кукол (в них играют и девочки, и мальчики)

Особенность ролевой игры с куклами в том, что благодаря куклам малыш сможет идентифицировать себя как человека, усвоит мир отношений между людьми и научится себя правильно вести в различных ситуациях.

Кукольные аксессуары

В эту группу игрушек входят кукольные домики, одежда, посудка, телефон, часики, различные инструменты и многое другое. Такие аксессуары дают возможность для фантазии, попытке что-то переделать, придумать, а мелкие детальки помогут в развитии мелкой моторики.

Фигурки различных животных

Игра с фигурками животных нравится многим малышам, ведь они смогут повторить в реальности сюжет какой-нибудь сказки, в которой главными героями выступают животные.

Транспортные средства

Ассортимент транспортных средств велик — это и различные машинки, самолетики, вертолеты, корабли и многое другое. При выборе таких игрушек отдавайте предпочтение тем, в которые можно усадить водителя или что-либо нагружать, потому что возможность из машинки сделать ту, что отвечает сюжету игры, поможет в развитии творческих способностей, образного мышления и гибкости ума.

Различные материалы для каких-либо сооружений

Не секрет что дети любят строить себе шалаши, домики, машины и тогда в ход идет домашняя мебель. Поэтому лучше приобрести для ребенка деревянный конструктор с крупными блоками. Сооружая конструкцию, ребенок будет развивать не только мелкую, но и крупную моторику, но и познакомится с пространственным представлением.

Различные подручные средства

Иногда для придуманного сюжета увлекательной игры не нужны игрушки, достаточно иметь какие-нибудь цветные тряпочки, гладкие камушки, сосновые шишки или сухие веточки. Детская фантазия в состоянии превратить эти предметы в сказочные атрибуты.

Пальчиковый театр

Для таких ролевых игр нужно приобретать специальные наборы, которые помогут ребенку разыгрывать настоящие представления.

Игрушки, связанные с военной тематикой

Ни один мальчишка не откажется поиграть в «войнушку», тем более, когда у него целый арсенал оружия. В такой игре ребенок воплощает в реальность те бои и сражения, которые он видел в мультфильмах или кино. Такая игра позволяет ребенку выплеснуть агрессию, которая есть даже у самых маленьких.

Родители лучше всех знают своего ребенка, его наклонности и предпочтения, поэтому смогут подобрать ему игрушки, которые позволят воплотить в жизнь все его фантазии.

5. Шандер-мандер-Александер

Старая дворовая игра «Шандер-мандер» помогает быстро познакомиться большой компании детей. На земле отмечается база. Это может быть какой-то рисунок на асфальте, меловой круг, короче любой небольшой пятачок. Игроки становятся на пятачке в круг. Во́да из центра подкидывает мяч с криком «Шандер», в этот же момент все разбегаются. Во́да подкидывает во второй раз с криком «Мандер», и тут же в третий, выкрикивая имя любого из игроков. Допустим, «Соня». Как только произнесено имя, все замирают. Задача во́ды — выбить мячом означенную жертву («Соню»). У него есть право сделать три больших шага по направлению к ней. Как только водящий кидает мяч, все снова могут двигаться и бегут на базу. Ведь если он выбил названного игрока, то игрок становится новым во́дой, но может осалить мячом того, кто не успел вернуться на базу.

5 подвижных игр, развивающих внимание и память

Стать во́дой стоит одно штрафное очко. Как только кто-либо накапливает три очка, остальные придумывают ему необидное прозвище. Допустим, был Дима, стал «Фиксик». Теперь все игроки должны обращаться к нему по прозвищу. Но если кто-либо забудет (обычно это очередной во́да) и назовет его истинным именем, то прозвище переходит к тому, кто ошибся. Через несколько раундов в разговорах наступает смешная мешанина из имен и прозвищ. Но зато все хорошо запоминают, кого и как зовут.

Продолжительность: 20-30 минут. По опыту — дети с удовольствием заигрываются и до часа.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector