Remedia-baby.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заикание у детей: формы, причины, способы лечения

Заикание у детей: формы, причины, способы лечения

Заикание (логоневроз) — это распространенное нарушение речи, проявляющееся в многократном повторении слогов или звуков, а также целых слов. Патология может проявляться удлинением слогов, остановкой речи. Проблема заключается в возникновении судорог в дыхательных мышцах и мышцах, которые участвуют в образовании звуков. Заикание сопровождается нарушением дыхания.

Несмотря на то, что механизм заикания до конца не определен, патология успешно поддается лечению. Методики терапии бывают разными. Одни подразумевают традиционные способы лечения, другие — инновационные. Однако и те, и другие способы навсегда избавить человека от заикания.

От такого нарушения речи сегодня страдает примерно 4% детей. При отсутствии своевременного лечения в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы при общении со сверстниками, появятся комплексы. Заикание станет причиной формирования замкнутого характера. Некоторые взрослые продолжают жить с заиканием, так как не могут осмелиться обратиться за помощью к специалисту. Однако это эффективный и единственный шанс избавиться от патологии.

Причины появления дефекта речи

Причины возникновения заикания принято делить на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Первый тип — случайные, являющиеся толчком, события и действия. Второй тип — условия, дающие почву для возникновения недуга.

Производящие причины

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга
  • Органические нарушения мозга
  • Истощение нервной системы
  • Интоксикации
  • Соматические хронические заболевания
  • Болезни носа, глотки, гортани
  • Задержки речевого развития

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)
  • Неправильное воспитание в семье
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)
  • Перегрузка речевым материалом
  • Полиглоссия
  • Подражание заикающимся
  • Переучивание леворукости

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода)
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре)
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания (например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству)
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы (например, сотрясения мозга, энцефалопатия)

В возникновении заболевания могут оставить свой след и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то следует понаблюдать повнимательнее за его поведением и речью. Также стоит помнить, что мальчики заикаются 4 раза чаще, а более половины заикающихся приобретают недуг между 2 и 5 годами, 90% заболевает раньше 10 лет.

Почему возникают речевые повторы

Говорить о том, что повторы, встречающиеся в детской речи, бессмысленны, нельзя. Дело в том, что до определенного возраста такая манера является нормой. Но ее присутствие в речи более старших детей — это уже признак патологии. Эхолалия у ребенка в 3 года — это возможность:

  1. Поддержать беседу. Малыш еще слишком мал, чтобы понимать, что разговор предполагает диалог. Он неспособен составить фразу и уверен, что для успеха коммуникации нужно просто повторить за собеседником.
  2. Понять услышанное. Такая манера типична для взрослых, изучающих иностранный язык. Чтобы понять фразу, им ее нужно почувствовать, и повторение помогает в этом, в том числе малышам.
  3. Обозначить предмет или действие. Например, если малышу перед кормлением говорили «Пойдем кушать!», впоследствии он станет повторять эту фразу, если захочет, чтобы его покормили. Поэтому логопеды рекомендуют изначально при совершении неких действий приучать к той фразе, которую в этой ситуации должен произнести ребенок, а не взрослый. Например, отдавая малышу игрушку, говорить «Дай!». Хотя обычно, и это логично, говорят «На!». Если придерживаться этой тактики, то позже, когда ребенок научится говорить, если малышу потребуется игрушка, он сразу скажет «Дай!»;
  4. Выразить согласие. В данном случае повтор фразы может означать, что ребенок не возражает против сказанного.
  5. Продемонстрировать свои эмоции. Тогда дети произносят фразы, которые они связывают с определенными чувствами.

Если эхолалия в речи более взрослого ребенка нужна для самостимуляции или восстановления внутреннего равновесия, можно заподозрить РАС. Для аутистов важны ритуалы и привычки. Повторение определенной фразы помогает им перейти в нужное состояние: успокоиться или активизироваться.

Читать еще:  Боли в животе у ребенка в области пупка лечение

Причины возникновения ортопедических орофациальных нарушений

Не существует известной единственной известной причины орофациальных миологических проблем у детей. Они могут быть вызваны несколькими факторами:

Закупорка носовых ходов из-за размера миндалин или аллергии. Когда носовые ходы заблокированы, дети могут дышать через рот.

Все, что вызывает смещение языка в состоянии покоя или затрудняет удержание губ в состоянии покоя.

Привычки сосать и жевать в возрасте старше 3 лет.

Сосание больших пальцев рук, соски или одеял

Привычка грызть ногти

Привычное прикусывание щеки или губы

Жевание воротничков одежды

Увеличенные миндалины или аденоиды

Узкое или сводчатое небо

Аллергия, ограничивающая проходимость дыхательных путей

Структурные или физиологические аномалии, такие как коротка уздечка языка

Неврологические аномалии или аномалии развития

Почему ребенок начинает заикаться – 13 причин

Почему ребенок начинает заикаться – 13 причин

Заикание, или логоневроз – это нарушение плавности речи, когда произнесение звуков сопровождается мышечным спазмом. В результате появляются запинки, повторяются и растягиваются слоги и звуки. Заикающийся ребенок с трудом произносит слова, и его речь зачастую понятна только близким.

У детей заикание обычно появляется в возрасте 2 – 5 лет, когда происходит активное становление речи. В этом возрасте характерны запинки, невнятные звуки и даже слова. Со временем это явление проходит самостоятельно, поскольку ребенок начинает лучше говорить. Если же запинки остались и даже стали появляться чаще, необходимо срочно обратиться к детскому психиатру и логопеду. Для назначения эффективного лечения крайне важно правильно установить причину, вызвавшую заикание.

Причины заикания у детей

Если нервная система малыша ослаблена изначально, то к причинам развития заикания относят следующее:

  • наследственность;
  • родовые черепно-мозговые травмы и асфиксии;
  • тяжелая беременность с длительным токсикозом;
  • частые простуды в младенчестве, болезни глотки, носа, гортани;
  • тяжелые инфекционные заболевания: корь, коклюш, тиф, рахит, кроме того, заикание могут вызывать поражение глистами, истощение организма.

Все перечисленные факторы негативно влияют на и без того ослабленную нервную систему малыша и плохо сказываются на развитии речевых центров.
Неврологическое обследование таких детей обычно показывает повышенное внутричерепное давление, судорожную готовность, изменение рефлексов.

У малышей со здоровой нервной системой нарушение плавности речи чаще всего вызвано психическими и социальными причинами:

  • Кратковременная психическая травма – сильный внезапный испуг, страхи, вызванные страшной сказкой или фильмом ужасов, запугиванием, шокирующей зрительной или слуховой информацией.
  • Длительно действующая психическая травма – давление со стороны родителей, попытки воспитать «примерного ребенка», избалованность, постоянное психическое напряжение, неразрешенные конфликты, развод родителей, утрата любимого родственника, постоянные ночные кошмары.
  • Острая психическая травма: сильные эмоциональные потрясения, вызвавшие состояние сильного ужаса или чрезмерной радости, пережитая чрезвычайная ситуация.
  • Неправильный подход к развитию речи: перегрузка слишком сложным материалом, не соответствующим возрасту, обилие абстрактных понятий, речь на вдохе, нарушения артикуляции, слишком быстрая речь родителей.
  • Билингвизм: когда в семье разговаривают на нескольких языках, у малышей в раннем детстве может возникнуть заикание на одном из них.
  • Подражание: если в окружении малыша есть заикающийся человек, ребенок тоже может неосознанно начать заикаться. Бывают случаи, когда дети сознательно копируют речь заикающегося, особенно если этот человек пользуется авторитетом у ребенка.
  • Переучивание леворукости – если ребенка-левшу насильно заставляют работать правой рукой, происходит дезорганизация высшей нервной деятельности, наступает нервное истощение, в результате чего возникает заикание.
  • Излишне строгое отношение родителей и учителей, суровые наказания, завышенные требования тоже способствуют возникновению заикания.

Механизм заикания

Нарушение речи появляется в результате судорог мышц, участвующих в артикуляции звуков. Из-за того, что они быстро сокращаются, возникает непроизвольное воспроизведение отдельных звуков и слогов. В этой ситуации говорят о клоническом заикании. Если сокращение речевых мышц сильное и длительное, то происходит замедление речи, то есть тоническое заикание. Зачастую у малышей диагностируются оба вида заикания одновременно.

Независимо от формы заикания, причина этого дефекта – разорванные связи между речевыми, голосовыми и слуховыми центрами головного мозга. В возрасте 2-5 лет связи между ними только формируются, поэтому у малышей спровоцировать заикание очень легко.

Попробуем вкратце описать этот механизм.

  • Ослабленная постоянным или резким напряжением нервная система приводит к перевозбуждению речевого центра. Скорость его работы резко увеличивается, и его связь с другими центрами разрывается, голосовой и слуховой центры временно «выходят» из речевого круга, человек уже не слышит себя и не контролирует голос.
  • Перевозбуждение передается участкам коры головного мозга, которые отвечают за двигательную активность.
  • Мышцы речевых органов сводит судорогой, человек произносит слово, непроизвольно повторяя одни и те же слоги и звуки.
  • Речевой центр приходит в расслабленное состояние, и речевой круг снова замыкается.
Читать еще:  Трещина на крайней плоти у ребенка 1 год лечение

Заикание чаще всего возникает при произнесении согласных звуков, поскольку в их образовании задействовано большое количество речевых мышц, а сами они близки по частоте с нервными импульсами.

Когда нужно обратиться к специалисту?

Лечением заикания у детей занимаются неврологи, психиатры и логопеды. При своевременном начале терапии нарушение удается полностью устранить в 50-80% случаев. Главное – вовремя обратиться к врачу.

О начальной стадии заикания говорят следующие признаки:

  • ребенок произносит добавочные звуки, например, «и-мама», «а-дом»;
  • в начале предложении он повторяет первые слоги или слова полностью;
  • испытывает серьезные трудности перед началом фразы;
  • делает паузы в середине слова или предложения;
  • мышцы лица и шеи заметно напряжены;
  • голос неожиданно то поднимается, то понижается во время речи;
  • ребенок отказывается говорить без видимой причины.

Заикание часто начинается с того, что малыш внезапно умолкает на длительное время. Иногда молчание может длиться около суток, потом он начинает говорить, но уже с заиканием. Если вы успеете обратиться к врачу до этого момента, то заикание можно предотвратить.

Новый уровень диагностики позволяет выявить причины и патогенные факторы, которые сегодня мешают правильному функционированию высших психических функций ребенка.

Программа реабилитации при ЗПРР, ЗРРП

На базе лечебно-диагностического центра «ДКМЦ МО» разработана программа, которая будет способствовать «запуску» детской речи. Комплекс включает в себя занятия с логопедом, (логопедический массаж по показаниям), дефектологом, физиотерапевтические процедуры. При необходимости комплекс может также дополнять медикаментозная терапия, по назначению невролога.

Программа комплекса включает в себя:

  1. консультацию невролога
  2. физиотерапевтические процедуры
  3. индивидуальные занятия с детским логопедом (которые также позволят родителям заниматься по программе с ребенком дома)
  4. дефектолог

“Запуск” речи у неговорящих детей: информация для логопедов из Санкт-Петербурга

Запуск речи у неговорящих детей в СПБ

Многим родителям трудно понять, нужна ли помощь в “запуске” речи у ребенка или он заговорит сам, просто чуть позже других детей. Задача логопеда, к которому обращаются с такими вопросами — правильно провести диагностику, выявить нарушения речи, если они есть, разобраться в их причинах и объяснить родителям ребенка, как действовать в сложившейся ситуации.

Мы дадим рекомендации для логопедов из Санкт-Петербурга: какие курсы пройти, как понять, что ребенок нуждается в помощи и как работать с его родителями, чтобы добиться наилучшего эффекта. Пройдите обучение, и станете более востребованным специалистом!

Нормы развития речи до 3 лет: как понять, что требуется помощь логопеда?

Важно понимать, что нормы развития речи — это только ориентир. Одни дети начинают говорить очень рано, другие — немного позднее сверстников, и в этом зачастую нет ничего страшного.

Основные этапы развития речи:

  • 2 месяца. Малыш кричит, издает звуки с разной интонацией.
  • 4 месяца. Ребенок учится гулить: произносит слоги «гы», «га» и пр.
  • 7 месяцев. Ребенок лепечет и повторяет одинаковые слоги: «ля-ля-ля», «на-на-на».
  • 1 год. Малыш понимает самые простые фразы, знает слова «мама», «нет», «нельзя», «дай» и может использовать их.
  • 2 года. Ребенок уже знает около 100-150 слов и умеет строить простые предложения, часто неправильные: «Маша баю-бай», «Это ка-ка». Коверкание слов («дяй», «тятя» и пр.) нормально на этом этапе.
  • 3 года. Ребенок активно общается с окружающими, в его словарном запасе достаточно слов для бытового разговора. Он может рассказать, что было на обед в детском саду, и о чем рассказывала воспитательница. Перестановка слогов в слове, неумение следить за громкостью голоса, невнятное произнесение некоторых звуков — нормально на этом этапе.

Как понять, что пора обращаться к специалистам:

  • Ребенок к двум месяцам почти никогда не кричит.
  • Полугодовалый ребенок не гулит, не улыбается, когда с ним говорят, не прислушивается к звукам.
  • Малыш в 7-8 месяцев не реагирует на голоса родителей.
  • К 10 месяцам все еще не начался лепет.
  • К двум годам ребенок не понимает простейших вопросов и просьб (например, «дай машинку папе»), не может произнести ни слова или использует максимум 10-20 слов, коверкая их до неузнаваемости.
  • Ребенок в три года почти не разговаривает с окружающими, не может правильно построить даже простое предложение, в его словарном запасе около 50 слов. Есть серьезные проблемы с произнесением звуков — речь бессвязная, ее очень трудно понять даже родителям.
Читать еще:  Какие витамины нужны ребенку зимой

Даже 2-3 признаков нарушения речи достаточно, чтобы обратиться за помощью. Притом речь не только о логопеде. Для “запуска” речи у неговорящих детей с нуля может потребоваться консультация педиатра, невролога, психиатра, нейропсихолога, психолога, сурдолога, дефектолога. Логопеду важно знать результаты обследований, чтобы правильно выстроить план занятий.

Какой курс обучения “запуску” речи у неговорящих детей пройти логопеду из СПб?

В АНО «НИИДПО» есть специальная программа обучения работе с такими пациентами. На курсах повышения квалификации по запуску речи у неговорящих детей вы научитесь:

  • Определять причины детского безречия. Проводить диагностику и правильно интерпретировать результаты обследования.
  • Различать моторную и сенсорную алалию. Помогать пациентам с разными видами речевых нарушений.
  • Составлять индивидуальные программы по “запуску” речи у неговорящих детей. Корректировать план занятий во время проведения курса, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Программа разработана для тех, кто уже освоил профессию логопеда и хочет увеличить список своих услуг и число пациентов.

Обучение ведется заочно, в формате онлайн, поэтому отлично подходит жителям не только Питера, но и Ленинградской области.

Окончив курс по “запуску” речи у неговорящих детей, вы получите удостоверение о повышении квалификации. Документ выдает АНО «НИИДПО» — организация с государственной лицензией на осуществление деятельности в сфере образования.

Остались вопросы? Оставьте заявку на консультацию — с вами свяжется специалист приемной комиссии.

Современные методики “запуска” речи у неговорящих детей

Подробно эта тема разобрана в программе повышения квалификации. Здесь мы расскажем лишь о нескольких вариантах.

Хороший результат дают игры на “запуск” речи у неговорящих детей до года. Их цель — вызвать реакцию, добиться от ребенка попыток говорить или понимания чужой речи. Примеры таких игр:

  • Совершаем однотипные действия (складываем кубики друг на друга) и повторяем одно короткое слово — например, «так».
  • Играем с мячиком, повторяя простые слова: «кати», «дай», «где».
  • Играем с фигурками животных, подражая звукам: «гав», «мяу», «му».
  • Побуждаем ребенка повторять простые слоги. Например, сжимаем ладонь в трубку и повторяем: «дуем-дуем, ду-ду-ду».

Если проблемы с речью возникают у ребенка 1-2 лет, пора добавлять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику:

  • Вместе с ребенком складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
  • Надуваем щеки и выпускаем воздух.
  • Мычим. Повторяем простые слоги: «тик-так», «ух-ох».
  • Показываем ребенку фигурки или изображения животных и просим повторять звуки, которые они издают: «мяу-мяу», «гав-гав», «га-га-га».

Занятия для “запуска” речи у ребенка 2-3 лет должны включать в себя артикуляционную гимнастику (прикусывание губ, фырчание, круговые движения языком и пр.), игры на понимание слов (ребенок выполняет простые команды: «ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп» и пр.), на использование слов (ребенок отдает команды: принеси, дай, кати, пой), на использование простых фраз (ребенок помогает взрослому рассказать сказку).

Какие методики “запуска” речи у неговорящих детей посоветовать родителям?

Не стоит ограничиваться только занятиями с логопедом. Желательно, чтобы родители тоже участвовали в процессе. Опытный логопед может объяснить им, что делать:

  • Чаще давать ребенку простые игрушки, которые хочется «озвучить». Тот малыш, который играет с машинкой и произносит «взззз-жжжж-би-би-би» заговорит быстрее, чем тот, который только смотрит мультфильмы на планшете.
  • Показывать картинки и четко произносить, что на них изображено.
  • Больше общаться с ребенком, четко выговаривая слова. Использовать простые сокращения: не «дедушка», а «деда». Выбирать короткие предложения: «дай ложку», «где машинка», «неси папе».
  • Пропевать звуки, которые ребенок уже освоил. Хвалить, если малыш начинает подпевать.
  • Не реагировать на попытки молчаливого ребенка использовать мимику и жесты вместо слов — делать вид, что невозможно понять, чего он хочет. Некоторые дети отлично знают, как произнести просьбу вслух, но не делают этого, потому что родители хорошо реагируют на жесты.

И главное: логопед должен помочь родителям ребенка сохранять спокойствие и оптимизм, не впадая в панику из-за того, что малыш не говорит, хотя его сверстники в детском саду уже используют короткие предложения. Чрезмерное давление на ребенка точно не улучшит ситуацию.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector