Remedia-baby.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

  • Осложнения течения беременности: токсикоз, повышенное давление, внутриутробная асфиксия плода.
  • Нарушения нормального образа жизни беременной женщины: тяжелые условия труда и вредные привычки, например курение.
  • Осложнения течения родов: затяжные или, наоборот, стремительные роды.

Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности.

Определение гиперактивности в психологии

В психологии синдром гиперактивности определяется как сложное расстройство поведения, которое характеризуется чрезмерной физической и психической активностью. Синдром часто не требует профессионального медицинского вмешательства, однако при наличии всех признаков требует консультации у психолога, для разработки правильного подхода в воспитании со стороны родителей.

Гиперактивность связана с синдромом дефицита внимания и нередко при постановке диагноза врачи употребляют аббревиатуру СДВГ (синдром дефицита внимания / гиперактивности). Не стоит путать данное состояние с обычным активным поведением у ребенка. Поэтому родителям очень важно проанализировать поведение ребенка в динамике и если у него присутствуют описанные ниже признаки, обратиться за помощью к специалисту.

В ходе лечения детей с СДВГ применяются различные методики — психокоррекция, медикаментозная терапия, физиотерапевтические методики. Коррекцией СДВГ должны заниматься родителя ребёнка и воспитатели.

Психотерапевтические методики могут включать в себя семейную и групповую психотерапию, индивидуальную терапию, гипнотерапию. Также можно использовать различные игровые методики для улучшения самоконтроля ребёнка: игры на развитие внимания, усидчивости, двигательной активности. Довольно эффективны занятия различными видами искусств — рисование, песочная терапия, лепка из глины.

К физиотерапевтическим методам реабилитации ребёнка при СДВГ относятся массаж, физические упражнения, водные упражнения, тепловые процедуры, электрофорез, УФ-облучение, электросон.

Копилка знаний

Упражнения на релаксацию и дыхание.

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!"

Упражнение можно повторить 3 раза.

Нейропсихолог выявит причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы мозга, определит какой его участок «дал сбой», расскажет о сильных и слабых сторонах ребёнка, поможет увидеть его актуальные и потенциальные возможности и предложит пути эффективной помощи в каждом конкретном случае. Ведь банальная безграмотность может быть следствием и неустойчивого внимания, и нарушения различения звуков на слух, и особенностью восприятия, и многого другого. Определив истинную причину, нейропсихолог даст рекомендации по преодолению трудностей процесса обучения, а для детей дошкольного возраста определит индивидуальную стратегию подготовки к школьному обучению и ранней профилактики учебных затруднений. А при необходимости, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции (коррекционно-развивающих и формирующих занятий).

Читать еще:  Себорея кожи головы лечение у ребенка 5 лет

ТКМП назначают детям:

с алалией, СДВГ, ЗПР, различными речевыми нарушениями, проблемами с обучением в школе. А также детям с РАС и другими проблемами поведения.

Советы родителям детей с СДВГ

  1. Необходимо установить четкие правила и порядок дел в течение дня, сообщать ребенку о переменах в привычном распорядке.
  2. Четко говорить ребенку перед выполнением деятельности о своих ожиданиях результата.
  3. Чаще вовлекать ребенка в конструктивную деятельность, требующую концентрации внимания и рассуждений: собирать пазлы, вместе читать, изучать что-то новое.
  4. В некоторых случаях можно использовать ограничение во времени, для того чтобы помочь привыкнуть ребенку к наличию ограничений. Например, принятие ванны, уборка в комнате или игра по таймеру.
  5. Необходимо поощрять ребенка за выполнение правил, соблюдение сроков, правильное выполнение поставленных задач. Для этого необходимо выработать правильную систему вознаграждений. Это может быть шкала баллов, выдача поощрительных жетонов, которые подразумевают обмен на карманные деньги или разрешение подольше заниматься любимым делом. Нельзя использовать в качестве поощрения еду.
  6. Не использовать наказания для коррекции симптомов СДВГ.

Симптомы дислексии у детей

Конечно, наиболее яркие признаки дислексии – трудности с чтением и письмом, а точнее, наличие специфических дислексических ошибок, о которых мы говорили выше.

Однако о дислексии могут говорить и другие признаки, обнаружив которые, родителям рекомендуется пройти вместе со своим ребёнком более глубокое исследование причин трудностей с обучением. Потому что ошибки и проблемы с чтением и письмом могут видеть и родители ребёнка, но вот как разобраться в причинах, по которым они возникли и получить реально работающие практические рекомендации о помощи – это уже сфера профессиональной компетенции специалиста.

В частности, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе с помощью биометрического исследования удаётся выявить отсутствие/наличие дислексии у детей в возрасте уже 3 лет. И им для этого не нужно ни читать, ни писать, ведь все данные удаётся получить по результатам экспертизы 10 узоров пальцев рук.

Итак, по каким симптомам можно предположить, что у ребёнка есть дислексия?

Неправильный захват ручки/карандаша

Неправильный захват карандаша

На то, как держит ребёнок карандаш, нужно обратить внимание сразу же, когда он начнёт рисовать. Конечно, он не будет его сразу правильно держать,так как этот навык требуется освоить. Однако, если неправильный захват карандаша/ручки сохраняется на протяжении длительного времени и ребёнок не может научиться правильно его держать, то это повод обратиться к специалисту.

Сложности с дыханием

Развитие речевого дыхания в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Здесь имеется в виду речевое дыхание, то есть нужно оценивать, как ребёнок произносит длинные фразы, хватает ли ему для этого воздуха. Например, на чтении этот признак дислексии у школьников проявляется в запинках, вынужденных остановках для набора воздуха. Очень часто во время чтения у дислексиков начинает кружиться голова, причина чему опять та же – нехватка кислорода и чрезмерное волнение, которое прекрасно можно снимать, просто подышав!

Читать еще:  Защемление шейного позвонка у ребенка симптомы и лечение

Проблемы с воспроизведением информации

Это один из самых заметных симптомов дислексии у взрослых или старшеклассников и студентов. Проявляется в том, что дислексик не может или с большим трудом, крайне медленно передаёт смысл только что прочитанного либо услышанного текста. Ребёнок просто не понимает ту информацию, которую только что услышал или прочитал.

“Он совсем меня перестал понимать” или “Я вижу, что он не понимает о чём я ему говорю”, – сегодня это уже часто встречающиеся жалобы родителей, которые вместе с детьми приходят в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы разобраться в том, что же случилось с ребёнком.

Нарушение ориентации в пространстве

Дети с дислексией тренируют координацию движений

Многие дислексики путаются во временах года, днях недели, на протяжении длительного времени не могут запомнить, где «лево» и «право». К признакам дислексии стоит отнести и проблемы с кратковременной памятью, которые часто сопровождают это неврологическое расстройство.

Психоэмоциональная неустойчивость

Проблемы с поведением и психоэмоциональным состоянием характерны практически для всех дислексиков. Они очень остро реагируют на замечания, подолгу «застревают» на отрицательных эмоциях и не могут переключиться со своих переживаний на работу или выполнение задания. Часто именно психоэмоциональная неустойчивость является причиной проблем на контрольных и проверочных, потому что никто ребёнка не научил справляться со своими эмоциями и переключаться на выполнение задания.

Проблемы с концентрацией внимания

Этот симптом дислексии часто встречается и у взрослых. Он проявляется в том, что дислексикам крайне трудно доводить начатое до конца. Для них свойственны невнимательность и неусидчивость, поэтому если предложенное им занятие неинтересно, то внимания у них хватит максимум на 3-5 минут.

Низкая координация тела

Как это выявить? Довольно легко – достаточно предложить ребёнку чеканить побить мяч в течении 20 минут. И если он не понимает, как нужно бить мяч, он у него постоянно прыгает в разные стороны, то это можно смело отнести к одному из признаков дислексии. Дислексикам сложно выполнять упражнения на координацию, которые связаны с контролем своего тела и чёткой согласованностью в работе полушарий мозга. Например, они с трудом осваивают умение ездить на велосипеде, не могут понять, как ходить на лыжах или самому качаться на качелях. Даже простое упражнение «Ходьба крестом» требует значительных усилий!

Дислексики выполняют упражнение Бой мяча в Центре Татьяны Гогуадзе

Поэтому неслучайно на коррекционных программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе повышенное внимание уделяется именно физическим упражнениям на координацию и равновесие. В частности, на программе «Тренируйся и учись!» ученики каждый раз по 40-60 минут выполняют упражнение «Бой мяча», которое тренирует зрительно-моторную координацию, одновременно снижая напряжение и тонус с запястий рук.

Читать еще:  Глисты у ребенка 3 года лечение в домашних условиях

Гиперактивность

Рассогласованная работа полушарий мозга является причиной того, что дислексикам трудно контролировать своё тело. Они не могут долго усидеть на одном месте, у них появляются разнообразные навязчивые движения.

Как правило, у людей с дислексией одновременно присутствуют все эти симптомы дислексии. Если имеется только какой-то один признак, то это ещё не означает наличие дислексии, однако ребёнок всё равно нуждается в профессиональном наблюдении.

Оптимальный вариант выхода из кризиса – ранняя профилактика дислексии, ведь она включает в себя мероприятия, которые будут полезны не только дислексикам, но и абсолютно всем детям дошкольного возраста.

А самый надёжный способ – заранее пройти биометрическое исследование и узнать не только о наличии/отсутствии дислексии у своего ребёнка, но и выявить его способности, заложенные самой природой, и в зависимости от них выстраивать воспитательный и образовательный процесс.

Особенности общения с гиперактивными детьми

Чем раньше близкие заметят у ребенка отклонения в поведении, тем легче будет ему помочь. В лечении, которое начинается после обследования, обычно принимают участие:

  • педиатры
  • психологи
  • неврологи

Но на состоянии детей значительным образом сказывается и атмосфера, царящая в семье.

Суперактивным детям особенно необходимо спокойное и доброжелательное отношение со стороны домашних. Любые крайности в воспитании, как вседозволенность, так и запреты по любому поводу, вредны таким ребятишкам.

Не следует навязывать им жестких правил, указания взрослых всегда должны быть обоснованы. Твердость надо проявлять только в отношении безопасности детей и их здоровья. Все требования к ребенку должны соответствовать его способностям и возможностям.

Этим детям противопоказаны шлепки и прочие телесные наказания, зато они очень чувствительны к любому виду поощрения. Надо хвалить их за каждый положительный поступок или послушание, подчеркивать даже самые незначительные заслуги.

Пусть у ребенка появятся домашние обязанности, которые он будет ежедневно выполнять сам, но взрослым никогда не следует его в этом подменять.

Надо, чтобы у ребенка дома был оборудованный уголок для занятий. Там не должно быть зеркал и ярких предметов, которые могут его отвлекать. Очень хорошо, если у ребят появляется увлечение.

Такие дети требуют особого внимания к себе, и с ними надо проводить больше времени. Им очень полезны любые физические нагрузки, при которых высвобождается избыточная энергия, продолжительные прогулки на свежем воздухе, спорт и закаливание. Но соревнования и игры на результат их перевозбуждают, этого следует избегать.

Отказ от ответственности: этот контент, включая советы, предоставляет только общую информацию. Это никоим образом не заменяет квалифицированное медицинское заключение. Для получения дополнительной информации всегда консультируйтесь со специалистом или вашим лечащим врачом.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector