Remedia-baby.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЭЭГ в детском возрасте – важное исследование работы коры головного мозга

ЭЭГ в детском возрасте – важное исследование работы коры головного мозга

ЭЭГ головного мозга у детей, что это такое? Это вид изучения работы коры головного мозга, основанный на записи и отображении электрических импульсов. Не стоит переживать о том, насколько безопасно исследование, если вы решили сделать ЭЭГ ребенку:

  • Биотоки, протекающие по электродам, очень маленькие и не несут вреда детскому организму.
  • Оборудование для исследования предварительно заземляется.
  • Чтобы снизить неприятные ощущения, поверхность датчиков смачивается гелем или физиологическим раствором. Если ребенку не вымыли голову, потребуется протирание кожи с целью ее обезжиривания.

ЭЭГ головного мозга ребенку назначает врач-невропатолог для диагностики и уточнения сосудистых, органических заболеваний головного мозга. Исследование абсолютно безопасно и может проводиться как новорожденным, младенцам, так и детям более старшего возраста.

Когда гиперактивность – симптом заболевания

Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.

Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.

Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:

К кому обратиться с этой проблемой?

Какое лечение должно быть?

Где его можно получить?

В практической жизни в случаях гиперактивности детей с жалобами на неусидчивость и нарушение внимания мать обращается к неврологу, который назначает ребенку успокаивающие препараты, в лучшем случае направит на физиолечение и порекомендует консультацию психолога. Так как в поликлинике психологов просто нет, а физиотерапия представлена небольшим спектром услуг, то программа лечения, как правило, представлена электрофорезом или электросном и медикаментами (от которых ребенок становится вялым и пассивным), а улучшение внимания, усидчивости остаются недостижимой целью. Психоневрологический диспансер, где оказывается более целенаправленная помощь, мамы обходят стороной в силу специфики учреждения. И получается, что число таких детей становится все больше, и проблемы, возникающие у родителей, учителей и в целом в обществе становятся все серьезнее.

Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?

Гиперактивные дети сегодня уже не удивляют окружающих: по статистике, родители чаще всего обращаются к неврологам с жалобами именно на неуправляемость и чрезмерную активность ребёнка. Нередко это не считают болезнью и принимают за невоспитанность и особенности характера. Однако такому поведению соответствует вполне конкретное заболевание нервной системы – синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ.

Как отличить обычное баловство у ребёнка от серьёзных проблем, бывают ли взрослые с СДВГ и как корректировать это состояние? Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро», «Кемеровчанкой года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?Что такое СДВГ, как проявляется этот синдром?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это особенность развития, видимая уже в детском возрасте, которая проявляется чрезвычайной активностью, сочетается с импульсивностью, резкими перепадами настроения, неконтролируемым поведением. Ребёнок тяжело поддаётся контролю, в том числе, ему самому очень сложно себя контролировать.

При СДВГ ребёнок очень невнимателен, ему сложно концентрироваться, что-то изучать, сидеть на месте, заниматься чем-либо. Родители чаще всего жалуются именно на это. К сожалению, на это начинают обращать внимание только в школе. А потом вспоминают, что проблемы с поведением и усидчивостью были и в детском саду.

Но тогда этому не придавали большого значения, а в школе все проблемы проявляются очень ярко. При СДВГ особенности проявления гиперактивности и импульсивности сопровождают ребёнка всю его жизнь и длительно по времени. И эти особенности проявляются в разных ситуациях и с разными людьми. То есть, например, если ребёнок с папой ведёт себя спокойно, отлично занимается, слушается, усидчив и старателен, а с мамой поведение прямо противоположное, это вряд ли СДВГ. Скорее, воспитательный момент.

СДВГ – это истинное поведение, ребёнок не может себя контролировать ни в какой ситуации. Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это особенность функционирования нервной системы.

Дети с СДВГ обычно с сохранным интеллектом, иногда он может быть даже выше, чем у сверстников. Но, честно говоря, мало толка от высокого интеллекта, если нет усидчивости и способности концентрироваться и планировать действия.

Каковы причины появления СДВГ?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности не относится к заболеваниям, причины которых точно известны. Точных данных, почему может появляться это заболевание, к сожалению, нет. Все говорят о том, что кесарево сечение, недоношенность, пороки развития, пагубные привычки мамы во время беременности, задержка внутриутробного развития – всё это может привести к СДВГ. Но, повторюсь, точной информации на этот счёт нет.

Что касается статистики, среди новорождённых с весом полтора килограмма выросло 18% ребят с СДВГ, а среди малышей с нормальным весом при рождении – всего 5%. Это подтверждает, что недоношенность является фактором, провоцирующим СДВГ.

В 2003 году врач-психотерапевт и психолог Владимир Леви исследовал и нашёл у ребят с синдромом дефицита внимания и гиперактивности повреждения префронтальной коры, теменной коры и хвостатого ядра головного мозга. Также к этому добавлялись изменения мозолистого тела. Эти нарушенные структуры мозга, по предположениям, влияют на развитие СДВГ.

Генетический фактор тоже рассматривается: у отцов детей с СДВГ в 16% случаев тоже были проявления этого синдрома. У пап ребят без этого диагноза СДВГ диагностирован только у 2%.

Ещё есть теория появления синдрома, связанная с питанием. Есть исследования, которые доказывают, что рост числа детей с СДВГ идёт параллельно росту использования в пище консервантов, пестицидов и других добавок для долгого хранения продуктов. Также распространение синдрома связывают с большим количеством свинца в почве и воздухе.

Первые признаки СДВГ: на что обратить внимание родителям?

Есть определённые критерии импульсивности. СДВГ бывает смешанного типа: импульсивность и гиперактивность проявляются в комбинации, получается такая гремучая смесь. А бывает чистого типа – ребёнок только импульсивный. Это сбивает родителей с толку: он не гиперактивный. Может усидеть на месте. Значит, он здоров?

Но иногда для постановки диагноза достаточно тех симптомов, которые есть. Например, такой ребёнок в школе на уроках постоянно выкрикивает, не может себя контролировать, не слушается. Он задирает других детей, не может терпеть и сидеть на месте, ему нужно всё немедленно, сейчас и сразу, иначе он начинает раздражаться.

Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?

Повышенная болтливость: ребёнок с СДВГ постоянно говорит, причём не всегда в тему. Его уже может никто не слушать, взрослые очень устают от такой разговорчивости, но его это не волнует, он продолжает говорить.

Ребёнок с СДВГ суетлив, не сидит на месте, ему постоянно нужно куда-то залазить, что-то делать, бегать, прыгать. Он не может сесть и подождать даже недолго.

Например, у себя на приёме я сразу вижу гиперактивных детей и тех, кто таковыми не является. Если ребёнок спокойно ждёт, пока мама пообщается с врачом, никуда не лезет, не кричит, не привлекает к себе внимание, просто слушает беседу взрослых, это не гиперактивный ребёнок. Даже если маме кажется, что это не так и она уверяет, что он такой спокойный только сейчас, а обычно носится, сбивая всё вокруг.

Важно понимать, что гиперактивный ребёнок такой всегда. Не эпизодами, не только с мамой, не только дома. Он не может себя контролировать и успокаиваться, потому что вокруг незнакомые или кто-то сделал замечание. Детям с СДВГ это просто неподвластно. Гиперактивный малыш на приёме залезет ко мне стол, в шкаф, тумбочку. Ему будешь запрещать, он попытается успокоиться и сесть, но надолго его не хватит: начнёт что-то рассказывать и ходить по комнате. Простая задача: немного посидеть и подождать – не по силам такому ребёнку.

Что касается критериев нарушения концентрации и внимания, ребёнок с СДВГ сильно отвлекается. Буквально: птичка пролетела, он отвлёкся и не может выполнять домашнее задание, его заново нужно собирать в кучу, настраивать.

Не вникает в разговор: слушает, но не слышит. Невнимательность, неспособность вникнуть в беседу или инструкцию. Сложно объяснять какую-либо задачу: он её забывает тут же. Не заканчивает то, что делает, постоянно переключает внимание с одного занятия на другое.

Вот, на что нужно обратить внимание родителям и, если есть такие «звоночки» в поведении ребёнка, обратиться к специалисту.

В каком возрасте уже можно диагностировать СДВГ?

К 6 годам этот диагноз уже должен стоять. Но, если честно, детей с проблемами двух-двух с половиной лет тоже видно. Заметны сложности с концентрацией: им тяжело долго играть в одну и ту же игру. Быстро откидывают книжку, потому что она им не интересна, не хватает внимания и сосредоточенности. То есть у малышей всё видно по игровой деятельности. В 2-3 года видны риски, а в 5 лет уже можно поставить диагноз.

СДВГ распространён среди мальчиков: риски по отношению к девочкам – 6 к 1.

Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?

По процентам распространённость СДВГ по разным источникам разное. В разных странах разное понимание, врачи. Гиперактивность и дефицит внимания могут сопутствовать и другим заболеваниям. Часто путают СДВГ с энцефалопатией, сопровождающейся задержками развития. Самое сложное – поставить правильный диагноз, ведь методы лечения в разных случаях отличаются.

Какие методы лечения применяются при СДВГ?

В США используют психостимуляторы. В России они запрещены. Но, стоит отметить, что в Америке нет точных данных, что эти препараты помогают. У них много побочных эффектов, поэтому это не лучший вариант для лечения.

Основной уклон обычно делают на занятия. В нашей стране иногда применяют ноотропные препараты. И, несмотря на то, что доказательной эффективности у них нет, некоторым детям они помогают. Также в России используют нейролептики для лечения СДВГ.

Мы в «Кузбасснейро» используем консультации невролога, консультации и занятия с нейропсихологом. Отмечу, что нейропсихолог и психолог – это разные специальности, первый дрессирует высшие психические нарушения – концентрацию, внимание, память, планирование действий. Мы своим пациентам настоятельно рекомендуем обращаться к нейропсихологу, это очень важный специалист для ребят с СДВГ.

Психолог тоже важен для таких детей, потому что у них часто бывает неуверенность в себе, несмотря на кажущуюся наглость в поведении. Психологические проблемы очень важно решать. У детей с СДВГ бывают проблемы с эмпатией, они не умеют распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Этому научит психолог, который правильно понимает свою задачу.

Мы используем метод микрополяризации головного мозга, а также метод биологически обратной связи по электроэнцефалограмме. То есть ребёнок может целенаправленно использовать свои альфа и бета ритмы в головном мозге. Получается, он сам себя может контролировать: «словить» спокойное состояние или состояние концентрации. Детей этому проще обучить через компьютерную игру: она начнётся, только если ребёнок правильно настроит свои волны.

Мы ещё заметили, что дети с СДВГ часто имеют проблемы слухового внимания, памяти и восприятия. У них есть проблемы с обработкой звуковой информации и это сильно мешает учиться: писать диктанты, воспринимать инструкции. Мы это тренируем томатис-терапией – аудиовокальными занятиями.

Можно ли полностью избавиться от СДВГ?

Полное избавление от СДВГ невозможно: это особенность функционирования нервной системы. Мы можем воздействовать на это препаратами и занятиями. Помогать ребёнку, корректировать его состояние.

Что касается лекарственных препаратов, их эффект временный, поэтому я не совсем одобряю их использование. Пока ребёнок принимает препараты – всё хорошо, перестаёт принимать – опять состояние ухудшается. Получается бесконечное хождение по мукам. Больший уклон лучше делать на занятия со специалистами. Причём они не ограничиваются несколькими месяцами: нужно заниматься минимум год, тогда можно говорить об эффективности пройденного лечения.

Наш опыт показывает, что, если комбинировать всех специалистов, результат будет хороший, и ребёнок будет полностью готов к школьной обучаемости, у него не будет проблем с коммуникацией и учёбой. Некоторые особенности останутся, конечно, но они будут не такими явными и мешающими жить качественно.

Мы всё время говорим о детях с этим диагнозом, а бывают ли взрослые люди с СДВГ?

По всему миру от 1% до 2 с половиной взрослых людей страдают этим синдромом. Это может показаться забавным, но, на самом деле, смешного здесь мало. Могу сказать, что и у меня есть знакомые с СДВГ, их сразу видно по поведению. В основном, это мужчины. Им нелегко, ведь особенности внутреннего состояния мешают жить. Да, они не будут стоять на голове и бегать по комнатам. Но СДВГ у взрослых проявляется по-другому: невозможность сконцентрироваться и выполнить работу, потерпеть и спланировать действие. Это очень мешает профессиональной деятельности. Это сопряжено с психологическими нагрузками: то, что обычному человеку даётся легко, взрослому с СДВГ – крайне тяжело.

Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?

Из гиперактивного ребёнка иногда вырастает трудоголик, который постоянно много говорит, занимает себя огромным количеством дел, которые не доводит до конца, мало проводит времени с семьёй и всем занимается очень поверхностно, не вникая. Импульсивный тип детей может становиться взрослыми, которые часто бросают работу, превышают скорость при вождении, ведут себя агрессивно и плохо переносят критику.

Другой тип детей с СДВГ, когда в личности преобладает невнимательность, могут становиться медлительными, теряющими нить разговора, взрослыми. Они во взрослой жизни невнимательны, рассеяны, тоже часто бросают начатые дела.

Взрослого человека с СДВГ уже не вылечить. Прежде всего потому, что страдает самокритика: такой человек вряд ли признает проблему и начнёт её искоренять. Натренировать внимание, усидчивость и концентрацию можно, но для этого нужны время, силы и энергия, которых у взрослых зачастую нет.

С детьми проще: их никто не спрашивает. Родители водят их на занятия, выстраивают определённый распорядок дня, и ребёнок, сам того не осознавая, привыкает жить в нужном русле. Пока он маленький, его мозг пластичен и особенности функционирования нервной системы проще изменить, мы её просто перестраиваем, кирпичик за кирпичиком. На это нужно время, но результат обязательно будет.

Возвращаем контроль над телом!

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» занимается лечением тиков у детей, в том числе вокальных. Чтобы установить диагноз, ребенка осматривает невролог. Он устанавливает причину заболевания, исключая серьезные диагнозы, требующие сложного лечения. Кроме непосредственно осмотра специалистов могут понадобиться анализ крови, МРТ головного мозга. Но такие обследования врач назначает, если замечает дополнительные симптомы, выбивающиеся из картины обычной неконтролируемой вокализации.

Установив диагноз, невролог определяет, чем лечить звуковые тики у детей. Главные компоненты лечения — это:

  1. режим дня, включающий сон не менее чем 8 часов в сутки;
  2. снижение нагрузки: прежде всего нормализация отношений в семье или коллективе, при необходимости — отказ на время лечения от дополнительных занятий;
  3. увеличение числа физических активностей (игры и прогулки на свежем воздухе) за счет снижения времени просмотра телевизора, компьютерных игр, занятий с гаджетами.

Дальнейшее лечение назначается в зависимости от состояния конкретного пациента. Врач может назначить лекарства, поддерживающие нервную систему, — витамины группы В, магний и кальций. Дозировка и время приема рассчитывается индивидуально.

Часто тики возникают у детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР), депрессивными эпизодами. Если невролог заподозрил одно из этих заболеваний, он назначит консультацию психиатра. Грамотный детский психиатр поможет быстро нормализовать состояние ребенка.

Еще один метод лечения — работа с психологом. Малышу помогут справиться с раздражающим и изматывающим его фактором, научат вновь адаптироваться в коллективе, если болезнь значительно повлияла на общение со сверстниками.

Специалисты нашего Центра владеют методикой сенсорной интеграции. Она дает отличные результаты при СДВГ, РАС и других состояниях. Занятия по этой методике назначаются, если невролог или нейропсихолог заметили у ребенка нарушение функций обработки сенсорной информации — мощный невротизирующий фактор, провоцирующий гиперкинезы (тики) у детей. Такие дети плохо переносят раздражители нормальной силы — свет, звуки или наоборот не реагируют на них. Занятия по нашей системе помогут не только устранить заболевание, с которым к нам привели пациента, но и помочь малышу справиться с проблемами в учебе, скорректировать дисциплину и убрать другие симптомы неврологического дефицита, которые в педагогике до сих пор принято списывать на «плохое воспитание».

Что провоцирует возникновение дальнозоркости?

  • Анатомические патологии (недостаточная степень искривления роговицы, неправильное расположение хрусталика).
  • Наличие глаукомы.
  • Наследственность.
  • Патологии беременности.

Полная информация о причинах дальнозоркости приведена в этой статье.

Как определить, что ребенок страдает дальнозоркостью?

  • Рассматривая картинки, ребенок держит книгу вытянутыми руками.
  • Ребенок неохотно читает обычные книги, предпочитая изучать вывески и плакаты с большими надписями.
  • Ребенок обладает низкой скоростью чтения.

Это далеко не все признаки возможных проблем со зрением, при малейших подозрениях следует незамедлительно посетить офтальмолога. Если вашему ребенку уже поставили дальнозоркость, требуется начать лечение (курс зависит от возраста ребенка и степени заболевания).

Как развивается детская дальнозоркость?

В зависимости от возраста ребенка отношение к этой патологии у докторов разное:

Дальнозоркость у ребенка в 2 года

Дальнозоркость у ребенка 2-3 года. Всегда нужно понимать, пока ребенок младше 3-х лет, органы его зрения постоянно развиваются. Очень важно непосредственно в этом временном интервале обнаружить имеющиеся отклонения, чтобы приступить к лечению своевременно и не потерять шансы на нормализацию зрительных функций. В этом возрасте обычно не назначают кардинального лечения, чаще всего к четырем годам все симптомы дальнозоркости исчезают.

Дальнозоркость у детей 5-6 лет. Как правило, проблема обнаруживается в этот период из-за невозможности малыша указать на дискомфортные ощущения ранее. Лишь косвенно можно заподозрить неладное – при зрительной нагрузке ребенок довольно скоро утомляется и раздражается, возникает состояние нервозности. Так же в это время дети начинают посещать школу, нагрузки только увеличиваются, возникает риск интенсивного развития патологии.

Дальнозоркость у ребенка 7-10 лет. В норме у детей от 10 лет в результате лечения зрение уже должно нормализоваться. Если же снизить развитие дальнозоркости не удается, нужно принимать необходимые меры. Таким детям назначают ношение очков (иногда линз).

Что такое маленький запас дальнозоркости?

Существует такое состояние, когда показатели дальнозоркости ниже нормальных (наблюдается у детей не старше 6 лет). Это объясняется быстрым ростом глазного яблока. Диагностируя это явление, врачи говорят о маленьком запасе дальнозоркости у ребенка.

Появление таких симптомов нежелательно, поскольку может спровоцировать развитие близорукости. Если же диагноз подтверждается, для восстановления нормальных показателей ребенку назначается лечение.

Зрение у ребенка и дальнозоркость

Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?

К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.

Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.

Как лечить, как быть?

В США детей с СДВГ лечат таблетками. В России их часто даже не найти на прилавках – запрещены к применению.

Узнайте у врача, какое лекарство можно принимать. У нас традиционно развито лечение без препаратов: физкультура, психолог, педагог. Это дает плоды, но у ребенка, как правило, итак серьезный учебный план. Ребенку тяжело справляться с нагрузкой, возлагаемыми на него надеждами и желаниями родителей воспитать «идеал». Врачи это признают, потому рекомендуют успокаивающие лекарства, стимулирующие внимание и реакцию.

Научите ребенка двигаться. У живчиков нарушен обмен веществ и потому в организме накапливается адреналин, гормон стресса. Дети с СДВГ находятся в постоянном стрессе. Потому ребенку нужно давать выпускать пар, чтобы освобождать кровь от адреналина: необходимы занятия бегом и плаванием, катанием на лыжах или велосипеде, прогулки пешком.

Научите расслабляться. Бывает так, что гиперактивный ребенок срывается. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно найти точку фиксации. У рекордсмена по плаванию Майкла Фелпса был СДВГ. В детстве они с мамой договорились, что когда у него начинается срыв, мама показывает ему букву «С» – это всегда возвращало его в текущий момент.

Можно экспериментировать с медитацией, особенно если сами ей занимаетесь. Она заставляет организм уменьшить пульс, сократить выброс адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. Начать можно с визуальной релаксации для ребенка: создайте для его комнаты минималистичный, не раздражающий и не отвлекающий интерьер.

Соблюдайте вместе с ребенком режим дня: непоседам просто необходим размеренный темп жизни. Не делайте из этого трагедию, не настаивайте, подавайте пример. Не гневайтесь на ребенка, а всегда воспринимайте его всерьез, покажите ему свою любовь и заботу, станьте другом – и он за вами потянется.

Непоседу всегда нужно хвалить, когда он сделал что-то хорошее. Избегайте запретов: отвлекайте или переключайте его внимание вместо этого. Излучайте спокойствие, вплоть до того, чтобы говорить с ним шепотом. Хороший способ успокоить малыша это тактильный контакт. Когда объясняете ему что-либо, мягко трогайте его руку, поправьте рубашку – так можно захватить его внимание.

Это бывает сложно: мамы непосед-мучителей часто сами ходят к психотерапевту, чтобы справиться с нагрузкой. Но это уже тема другой статьи. Надеемся, у вас теперь есть более глубокое представление о вашем непоседе и наши советы были вам полезны!

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Можно ли менять антибиотик в процессе лечения ребенка при отите?
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector