Remedia-baby.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ортопедические стельки при вальгусной деформации стопы

Ортопедические стельки при вальгусной деформации стопы

Ортопедические стельки при вальгусной деформации стопы

Одним из самых частых нарушений опорно-двигательного аппарата у детей является вальгусная деформация стоп. Дефект без коррекции способен приводить к полной инвалидизации. Заболевание хорошо поддается консервативному лечению, особенно при раннем выявлении. Ортопедические стельки в лечебных целях применяются только в детском возрасте, пока не завершен процесс окостенения.

Причины развития отклонений

Мы живём в век высоких технологий, наши дети сейчас лишены правильной физической нагрузки на стопы – они редко бегают босиком, особенно по естественной, не ровной поверхности – то есть по траве, по песку и камешкам. Дети с малых лет «привязываются» к компьютеру, телевизору и очень мало времени проводят на улице. Их стопы не знают той естественной нагрузки, которая заставила бы правильно работать связки и мышцы ступни. Поэтому в процессе развития ребенка есть риск формирования деформаций стопы .

Согласно медицинской статистике более 80% детей от 12 до 16 лет имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (различные деформации стоп, искривления осанки). В старшем возрасте это может сказаться болями в ногах и спине, привести к остеохондрозу позвоночника, артрозу в суставах.

Наиболее часто маленьким пациентам врачи ставят диагноз:

  • Плоскостопие.
  • Вальгусная стопа (Х-образные ноги).
  • Варусная деформация (О-образные ноги).

Деформации у ребенка имеют врожденный или приобретенный характер. Врожденные пороки диагностируют сразу после рождения и, скорее всего, маме скажут об этом еще в роддоме. А в остальных случаях деформации приобретенные, они формируются в процессе роста ребенка. Врачами не выделена и не установлена единая причина развития отклонений в формировании стопы у детей.

Реабилитация после остеотомии

Рассмотрим период восстановления после операции на примере корригирующей остеотомии.

Пациент находится в стационаре под наблюдением врачей от 3-х до 7-ми дней. В это время проводится регулярная обработка операционной раны, даются обезболивающие препараты, антибиотик и средства против тромбоэмболии. Важно как можно раньше начать вставать, не залеживаться.

После выписки пациент должен на дому продолжить прием прописанных препаратов. На 10-14-й день снимают швы. Далее показана реабилитация — использование костылей до 6-12 недель, регулярное посещение врача для осмотров. Тяжелая физическая нагрузка будет разрешена только спустя 6-8 месяцев после операции. Иногда установленные металлоконструкции по прошествии 1-2 лет удаляются.

Профилактика в доме

Основой защиты от гнуса в доме являются москитные сетки и фумигаторы. Внимание! Помните, что москитная сетка увеличивает риск падения ребенка из окна, так как создает иллюзию барьера — используйте блокираторы на окна.

Фумигаторы могут работать на пластинах или жидкости, медленно распыляя токсичное для насекомых вещество вокруг себя. Чаще всего в фумигаторах используется вещество эток (оно же праллетрин).

Частый вопрос педиатру является «мой ребенок нашел и сжевал пластину от фумигатора, чем это ему грозит?» В пластине фумигатора содержится около 9 мг праллетрина. Токсическая доза праллетрина для человека через рот составляет 600 мг/кг (LD50). Таким образом, ни поедание этих пластин, ни вдыхание паров от фумигатора обычно не способно нанести серьезный вред ребенку, однако попадания репеллентов и химических веществ для фумигаторов в рот и на слизистые все же следует избегать.

Подробнее об использовании репеллентов и фумигаторов можно прочесть на сайте Роспотребнадзора.

Операция молоткообразной деформация пальцев ног

Как известно, на поздних стадиях Hallux Valgus сочетается с молоткообразной деформацией II-V пальцев. Она выглядит непривлекательно и негативно сказывается на функциях стопы. Для ее исправления используют целый ряд хирургических вмешательств.

Читать еще:  Кашель у ребенка 3 года лечение народными средствами

К ним относятся:

  • Закрытая редрессация. Суть методики заключается в насильственном исправлении дефекта нехирургическим путем. К сожалению, редрессация дает незначительный эффект, а после нее нередко возникают рецидивы.
  • Тенотомия или транспозиция сухожилий. Операции выполняют на связках стопы. Их умелое пересечение или перемещение позволяет исправить молотообразную деформацию пальцев.
  • Резекция костей. Во время хирургического вмешательства врачи иссекают основание средней или головку основной фаланги. Это позволяет избавиться от избыточной костной массы и устранить деформацию.
  • Остеотомии Вейля или Уилсона. Напоминают операции Scarf и Chevron, однако выполняются на II-V плюсневых костях. Хирурги рассекают их, после чего фиксируют костные фрагменты титановыми винтами.

В лечении молоткообразной деформации наиболее эффективна остеотомия. Именно ее выполняют в самых тяжелых и запущенных случаях.

Вальгусная деформация стоп у детей. Причины и симптомы.

Наиболее часто вальгусная установка стоп проявляется уже в раннем детском возрасте. Причины — это врождённые генетические закладки, проблемы вынашивания др. Не случайно новорождённых детей хирурги осматривают уже в роддоме.

Дети и подростки при этом могут жаловаться на быструю утомляемость, невозможность.

  • Детский вальгус стопДетский вальгус стоп
  • Плоскостопие у подросткаПлоскостопие у подростка

Методика лечебного массажа и гимнастики в возрасте от 1’/2 до 3 мес

Общие физиологические предпосылки. Поскольку у детей этого возраста резко выражен гипертонус сгиба­телей конечностей, усилия массажиста долж­ны быть направлены на расслабление этих мышц.

Активные движения проводятся с учетом врожденных рефлексов, главным образом кожно-мышечных и защитных.

Из врожденных рефлексов необходимо обратить внимание на разгибание, избегая движений мышц-сгибателей.

У детей данного возраста необходимо уде­лять внимание расслаблению сгибателей, ис­пользуя поглаживание.

Последовательность выполнения про­цедуры: 1) массаж рук (поглаживание); 2) массаж ног (поглаживание); 3) выклады­вание на живот; 4) массаж спины (поглажи­вание) ; 5) массаж живота (поглаживание); 6) массаж стоп (растирание); 7) упражнения для стоп (движения рефлекторные)) 8) раз­гибание позвоночника (рефлекторное) в по­ложении на боку, то на правом, то на левом; 9) выкладывание на живот; 10) рефлектор­ное ползание.

Ребенок при выполнении процедуры ле­жит на спине.

Методические указания: ре­бенок должен ежедневно принимать теплую ванну, у него нужно постоянно вызывать по­ложительные эмоции во время процедуры, общения.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте от 3 до 4 месяцев

При нормальном развитии у ребенка это­го возраста исчезает физиологический гипер­тонус сгибателей рук, но еще могут остаться явления гипертонуса мышц ног.

В этом возрасте можно начинать прово­дить пассивные движения для рук.

В возрасте 3-4 мес в связи с укреплением шейных мышц проявляются врожденные реф­лексы положения.

На нижних конечностях применяют пог­лаживание для расслабления сгибателей, где имеется гипертонус.

Если у ребенка появляются первые по­пытки к изменению положения тела — пере­ворачиваться со спины на живот, то ему сле­дует помогать.

К 3 мес исчезает феномен ползания и мож­но применять упражнения для нижних ко­нечностей.

Процедура проводится в следующей по­следовательности: 1) массаж рук; 2) охваты­вающие движения руками (пассивное упраж­нение); 3) массаж ног (поглаживание, рас­тирание, разминание); 4) поворот на живот вправо (рефлекторное движение); 5) массаж спины (поглаживание, растирание, разми­нание) ; 6) рефлекторное движение головой назад в*положении на животе; 7) массаж жи­вота (поглаживание); 8) массаж стоп (расти­рание, похлопывание); 9) упражнения для стоп (рефлекторные); 10) вибрационный мас­саж всей грудной клетки; 11) пассивное уп­ражнение для рук и ног на сгибание и раз­гибание; 12) поворот на живот влево.

Читать еще:  Признаки дискомфорта в животике новорожденного

Положение ребенка для всех приемов — лежа.

Методические указания: со­действовать полному уравновешиванию сги­бателей и разгибателей конечностей, первым навыкам по изменению положения тела; обес­печить условия для развития ручной уме­лости, подвешивая на высоте вытянутых рук различные игрушки, предметы для захваты­вания их.

Лечебный массаж и гимнастика в возрасте 4-6 месяцев

В возрасте от 4 до 5 мес у ребенка про­исходит уравновешивание сгибателей и раз­гибателей нижних конечностей, поэтому необ­ходимо вводить пассивные движения для ниж­них конечностей.

Укрепление передних шейных мышц к 4 мес происходит благодаря упражнениям на осно­ве пищевого рефлекса с поворотами и под­ниманием головы ребенка. В этом возрастном периоде можно вводить активные упражне­ния на изменение положения тела (из поло­жения лежа в положение сидя) с поддержкой за руки.

Выполняя упражнения, необходимо поддерживать ритмичность движений под счет — вслух (раз, два, три, четыре).

Обязательное мероприятие — массаж ниж­них конечностей, спины, живота и стоп, мас­саж верхних конечностей при наличии вре­мени (рис. 159, 160).

massaj-159

massaj-160

Рис. 160. Круговые движения руками.

Последовательность проведения процеду­ры: 1) обхватывающие движения руками, движения пассивные скрестные перед гру­дью; 2) массаж ног; 3) имитация велосипед­ных движений, «скользящие шаги» по по­верхности стола; 4) поворот со спины на жи­вот вправо, массаж спины (все приемы); 5) «парение» в положении на животе (дви­жение рефлекторное); 6) массаж живота (по­глаживание по часовой стрелке, по ходу ко­сых мышц живота); 7) приподнимание верх­ней части тела ребенка из положения лежа на спинке при поддержке за обе отведенные в стороны руки; 8) массаж стоп (рефлекторные движения); 9) сгибание и разгибание рук («бокс»); 10) сгибание и разгибание ног вместе и по очереди; 11) упражнение рефлек­торное на спине, «парение»; 12) массаж грудной клетки (акцент на межреберные промежутки); 13) поворот со спины на живот влево (рис. 161 -163).

massaj-161

Рис. 161. Сгибание и разгибание рук попеременно.

massaj-162

Рис. 162. Сгибание и разгибание ног вместе

massaj-163

Рис. 163. Сгибание и разгибание ног попере­менно

massaj-164

Рис. 164. Рефлекторное упражнение для стоп.

Методические указания. Ребе­нок лежит. Основная задача — дальнейшее воспитание ручной умелости, изменение поло­жения тела с поворотами его; подготовка к ползанию при выкладывании на живот сле­дует подавать ритмичные звуковые сигналы для развития слухового; движения по сред­ней линии стопы от точки юн-цюань до пят­ки, между II-III пальцами стопы по по­дошве (рис. 164). Применять похлопываю­щие движения II-III пальцами по всей по­верхности стопы; на тыльной стороне надав­ливать на точку пу-шэнь, по наружной сто­роне стопы.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 6-10 мес.

В данном периоде можно вводить упраж­нения как для мелких мышц кисти, так и для крупных мышц конечностей, более сложные по координации движения. Ребенок способен более длительно удерживать тело в опреде­ленных позах, сидеть без опоры, стоять с опо­рой, ползать. В этом периоде у ребенка разви­вается понимание речи, чему необходимо спо­собствовать.

Следует широко использовать условные сигналы, речевые инструкции (сядь, подай, возьми, дай, держи крепко), все сигналы про­водить на базе безусловных рефлексов.

Последовательность проведения процедур: 1) обхватывающие движения руками, с кольцами, речью; 2) сгибание и разгибание рук и ног с речевой инструкцией, поглажи­вание и растирание (рис. 165-169);

Читать еще:  В каком возрасте лучше подрезать ребенку уздечку

massaj-165

Рис. 165. Массаж рук (поглаживание).

massaj-166

Рис. 166. Массаж ног (поглаживание).

massaj-167

Рис. 167. Массаж ног (растирание).

massaj-168

Рис. 168. Массаж голеней (растирание).

massaj-169

Рис. 169. Рефлекторное ползание.

3) по­ворот со спины на живот вправо (за ноги) с речевой инструкцией; 4) массаж спины (все манипуляции, рис. 170-173);

massaj-170

Рис. 170. Рефлекторное разгибание позво­ночника

massaj-171

Рис. 171. Массаж спины (поглаживание).

massaj-172

Рис. 172. Массаж спины (разминание).

massaj-173

Рис. 173. Массаж спины (вибрация).

5) при под­держке за обе руки присаживание с речевой инструкцией; 6) круговые движения руками; 7) поднятие прямых ног с речевой инструк­цией; 8) рефлекторное движение по линиям вдоль позвоночника с прогибанием; 9) поворот со спины на живот влево с речевой инструкци­ей; 10) из положения лежа на животе при под­держке за руки приподнимание с речевой инструкцией; 11) упражнение для сгибателей рук на присаживание с речевой инструкцией; 12) массаж грудной клетки и живота (все приемы с вибрацией, рис. 174, а); 13) дыха­тельные упражнения, сдавление на выдохе с боков (рис. 174,6).

massaj-174a

massaj-174b

Рис. 174. Массаж живота.

а — поглаживание; б — сдавливание на выдохе с боков.

Методические указания. По­ложение ребенка — лежа и при некоторых упражнениях — сидя. Стимулировать ребен­ка к ползанию. Стремиться укреплять мышцы для сидения и стояния, воспитывать услов­ные двигательные рефлексы с пониманием речи и координацию движений. Соблюдать ритмичность в выполнении движений. Мас­саж должен предшествовать упражнению.

МЕТОДИКА МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ В ВОЗРАСТЕ 10 МЕС — 1 ГОД

В этом периоде оформляется стояние без опоры и развивается ходьба. У ребенка по­являются новые элементы моторики (напри­мер, сидение на корточках), поэтому реко­мендуется больше упражнений в приседании. У ребенка в данном периоде имеется связь с действиями и предметами, их названиями, которые имеют отношение к гимнастике. Сле­дует вводить больше речевых инструкций.

Последовательность проведения про­цедуры: 1) сгибание и разгибание рук в поло­жении сидя, стоя с предметами; 2) движение «велосипед» с речевой инструкцией; 3) пово­рот со спины на живот по речевой инструк­ции; 4) массаж спины (все приемы); 5) из положения лежа на животе поднимание до вертикального при поддержке за руки или предметы (кольца); 6) наклон вперед (мето­дист прижимает за коленные суставы ребенка к себе спиной); 7) массаж живота (все при­емы) ; 8) поднимание выпрямленных ног до ориентира (палочки, игрушки) с речевой ин­струкцией и одобрением); 9) упражнение для сгибателей рук (присаживание); 10) напря­женное выгибание с удержанием ребенка за ноги, доставание предмета с пола с речевой инструкцией; 11) приседание с поддержкой за руки, использовать предметы; 12) приса­живание при поддержке то за одну, то за дру­гую руку или самостоятельно с возвращением в исходное положение; 13) круговые движе­ния руками с предметами.

Методические указания. Ос­новная задача — стимулировать упражнения по речевой инструкции. Применять различ­ные предметы — кольца, палочки, игрушки. Давать ребенку возможность упражняться в навыках по влезанию, ходьбе, но, учитывая индивидуальные возможности ребенка, новые движения начинать из положения лежа, а за­тем (усложняя) — сидя, стоя. Массаж явля­ется отдыхом после проведенных гимнасти­ческих упражнений, поэтому его следует про­водить сразу после них.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector