Remedia-baby.ru

Детский журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если ребенок плохо читает. Дислексия

1. Ребенок не понимает прочитанный текст (механическое чтение)

2. Ошибается при согласовании слов (СЕМЬ МЯЧОВ, КРАСНАЯ КРЕСЛО).

3. Пропускает, добавляет, переставляет звуки и слоги (смотря, например, на слово ЗИМА, школьник может прочитать ЗЕМЛЯ).

4. Заменяет звуки близкие по звучанию: звонкие на глухие и наоборот (БОЧКА — ПОЧКА, ДОМ — ТОМ); и другие звуки (Ч-Т, Ч-Ц).

5. Заменяет похожие буквы (X — Ж, М — Н, Б — В, Ш – Щ — Ц). Например, читая слово ЩЕТКА, ребенок затрудняется, как назвать первую букву (Ш или Щ, или даже Ц).

6. Читает буквы поочередно, отрывисто — вместо необходимого слияния звуков (Р. Ы. Б. А).

Если ребенок допускает такие ошибки, возможно, у него ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения). Обратите внимание, что при этом ошибки имеют повторяющийся, стойкий характер.

Такие дети могут иметь успехи в каких-либо других сферах деятельности, но при освоении чтения неизбежно возникают проблемы. У ребенка не получается списать текст без ошибок, он с трудом пересказывает прочитанный текст (или совсем не может пересказать), читает очень медленно, во время письма может необычно держать ручку или карандаш.

Неудивительно, что при таких нарушениях ребенок не любит читать вслух или писать. Также вы можете заметить у своего чада довольно неуклюжие движения, трудности в определении левой и правой стороны. К данным характеристикам часто добавляется плохая память, импульсивность, гиперактивность (иногда, наоборот, заторможенность), плохой почерк, невнимательность, отставание в обучении письму и чтению от одноклассников.

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать? - слайд

Развитие речи ребенка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга.

Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастет». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребенок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!».

Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов.

Как понять, есть ли у ребенка трудности речевого развития?

Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам:

— в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.);

— в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.);

— к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.);

— в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.);

— к двум годам активный словарный запас ребенка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тетя, пока!» и др.)

— в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.);

— в пять лет речь ребенка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется.

Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребенка на новый этап составляет больше трех месяцев — это повод обратиться к специалистам.

Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития.

Для этого необходимо обследовать ребенка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребенка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента.

Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребенка на специальные занятия.

Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но все-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы.

Какими бывают нарушения речевого развития?

Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удается сразу поставить ребенку точный диагноз. Приведем самую общую классификацию таких нарушений.

Читать еще:  Температура от прививки от пневмонии

Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста).

Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие:

Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы.

Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребенка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной.

Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребенок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу».

Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении.

Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша.

Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребенка?

И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребенка со взрослым.

Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций:

— активно общаться с ребенком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.;

— включать малыша в разговор, даже если тот еще не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»;

— не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне;

— задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным;

— настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний;

— помогать ребенку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать еще трудно;

— вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершенные достижения, и т. д.

Нет — потому что, к сожалению, не все в жизни поддается нашему контролю. От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребенком.

В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух.

Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи?

Прежде всего — не отчаиваться и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом.

Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребенку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массаж и т. д.).

И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу.

Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребенка с речевыми нарушениями придется много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждаются со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматриваются. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки».

И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но все-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой!

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.
Читать еще:  Капли для лечения насморка у ребенка 2 лет

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Мой ребёнок со мной не разговаривает. Что делать?

«Большинство семей торопятся с ужином, особенно дети. Им не терпится вернуться к своим компьютерам, мобильным телефонам и айподам. Но они предпочтут реальный мир, если разговор будет интересным, а вы уделите им должное внимание. И ключевую роль здесь играете вы сами. Если вы видите свою жизнь как нескончаемую скуку, то ваши дети непременно увидят ее такой. Однако если Ваш мир наполнен чередой бесконечных чудес и увлекательных событий, то ваши дети будут преображены ими!»

Разберемся в причинах

«Могут существовать две причины такого поведения. Первая — это ситуативная, когда ребенок хочет, чтобы его оставили в покое, наедине с самим собой.

Вторая причина — это нарушение детско-родительских отношений, подорванное доверие к родителям.

В первом случае нужно дать ребенку время и дождаться, когда он захочет „выйти на связь“, а во втором — работать над восстановлением отношений. Но нужно помнить, что это процесс долгий. Отношения разрушились не вчера, это происходило, скорее всего, годами. Поэтому возродить их за один разговор вряд ли получится».

1. Изучите сигналы к общению

Обратите внимание на призывы к общению со стороны вашего ребенка. Это могут быть незаметные намеки, сигналы, небольшие вступительные слова для начала беседы. В таком случае необходимо отложить все свои дела, какими бы важными они не были, и постараться как-то отреагировать, проявить внимание. Иногда может быть мучительно оторваться от своих дел, чтобы сосредоточиться на вопросе ребенка. Однако именно этот поступок имеет решающее значение для построения близости. Для ребенка это показатель того, может ли он рассчитывать на вас, когда вы ему понадобитесь. Ведь если он чувствует, что другие вещи более важны для родителей, то он часто закрывается в себе и отдаляется. И это огромная потеря, как для родителей, так и для детей.

Родители, у которых сложились близкие и доверительные отношения с подростками, часто отмечают, что произошло это именно благодаря готовности выслушать и поддержать, быть доступными для своих детей в любое время суток.

Какие могут быть невербальные признаки того, что ребенок хочет поговорить?
  • Ребенок подходит к вам несколько раз и молчит, или вдруг начинает обсуждать не такие важные темы.
  • Эмоциональный ребенок может чаще, чем обычно, обниматься.
  • Сын или дочь может демонстративно громко хлопать дверями, петь или прятаться от вас.
  • Стал предпочитать мрачные цвета одежды.
  • Начал носить „балахонистую“ одежду, не соответствующую температуре воздуха: с длинными рукавами и штанинами, капюшоном.
  • Стал закрываться у себя в комнате и перестал общаться с вами.
  • Отказывается идти в школу или выходит со значительным опозданием.
  • Дома стали пропадать деньги.
  • У него участились головные боли и боли в животе.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • К нему перестали ходить друзья или он перестал с ними созваниваться.

2. Задавайте не клишированные вопросы, а требующие реальных ответов

Вопросы, которые начинаются со слов «Почему», часто ассоциируются у детей с нападением и заставляют обороняться. Следует формулировать вопросы в более мягкой и сдержанной форме. «Что сегодня в школе тебе больше всего понравилось?», «С кем вы сегодня сидели за обедом?» и т.д. Подобные вопросы предполагают более развернутый ответ и помогут родителям продвинуться в беседе намного дальше, чем рядовой вопрос «Как дела в школе?»

Как лучше спрашивать у ребенка об успехах в школе? Какие именно вопросы следует задавать?

«Интересоваться исключительно успехами человека — это дать понять ему, что он сам со всеми своими „тараканами“ и проблемами не нужен, для вас важны только его достижения. Но ведь вы любите своего ребенка, даже когда он получил двойку или подрался с одноклассником. Про эту любовь школьник должен знать.

Поэтому лучше спрашивать о том, что происходит в его классе, кто из педагогов ему больше всех нравится, а кто нет, насколько сложно или легко ребенку общаться с ровесниками и взрослыми (кстати, не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования).

Но задавать такие вопросы нужно начать не внезапно и сразу много, а постепенно входить в курс дел класса, школы и ребенка как участника этой системы. Тогда ребенок сам захочет делиться с вами и своим бедами, и своими успехами. Если вам не нравятся ответы ребенка (например, „Все одноклассники — идиоты“ или „У нас вообще нет нормальных учителей“), то не стоит пресекать такие грубые высказывания.

Уточните, что именно ученик имеет в виду. Возможно, ему именно сейчас нужно справиться со своими негативными эмоциями. А когда он сможет совладать с ними, спросите, насколько его „все“ и „вообще“ соответствуют действительности. Помогите ему прийти к выводу, что в учебе и школьной жизни все-таки есть положительные моменты».

3. Не спешите давать советы и решать ситуации за ребенка

Читать еще:  Признаки заболевания поджелудочной железы у ребенка симптомы и лечение

В первую очередь, ваш ребенок пришел к вам, потому что хочет выговориться и излить душу. Ему нужен шанс найти собственное решение. Именно такой подход помогает ребенку почувствовать уверенность в себе и стать более самостоятельным.

Предлагая, а еще хуже – настаивая на своих готовых решениях, — вы заставляете его чувствовать себя некомпетентным. Дети с большей вероятностью будут искать родительской поддержки, когда у них возникнут проблемы, если семья разделяет их переживания и чувства, а также поддерживает принятые ими решения.

Как помочь ребенку в разговоре найти собственное решение?

«Задавайте ему наводящие вопросы. Спросите, как он считает, какое решение будет наиболее верным. Пусть он обоснует свой ответ. Если вы понимаете, что его вывод неверный, уточните, то было в прошлый раз при таких же действиях. Можете привести пример из собственного опыта. Но не запрещайте ребенку делать ошибки и набивать собственные шишки: именно они делают человека мудрее».

5. Если вы не получаете желаемого отклика от своих детей, обратите внимание на себя. Правильно ли выстраиваете взаимодействие?

Как правильно выстроить отношения с ребенком, чтобы подружиться с ним?

«Отношения — вопрос не одного дня. Если за годы до этого у вас не сложился контакт с ребенком, то не требуйте от него дружеской связи „вот прям щас“. Делайте сами шаги навстречу ребенку: предлагайте провести досуг совместно, например, играя в настольные игры или просматривая фильмы, которые интересны ему. Разрешите приходить к вам домой его друзьям, обратите внимание и обсудите, как он с ними общается.

Со временем вы сможете укрепить отношения. Главное понять, что ваш интерес к жизни ребенка должен быть системным, не поддельным, и не может зацикливаться на вашем настроении и степени усталости.

Помните: чем младше ребенок, тем легче подружиться с ним. Главное — не откупаться деньгами, дорогими развлечениями и вседозволенностью».

6. Если ребенок в разговоре говорит вам что-то обидное, старайтесь не отвечать гневом

Вместо этого покажите свою уязвимость. В этом случае ваш сын или дочь будут чувствовать себя некомфортно из-за того, что причинили вам боль, тем более что вы не возбудил их гнев, нападая в ответ. Напомните себе, что ваша близость — ваш приоритет.

Позже используйте легкое прикосновение, чтобы сказать своему ребенку, как сильно вы хотите наладить с ним отношения. Ваш ребенок, вероятно, извинится и пойдет на контакт. Если нет, это свидетельствует о том, что ваши отношения нуждаются в кардинальном ремонте. И не забывайте говорить ребенку о своей любви к нему и уважении.

7. Найдите способы быть рядом

Маленькие дети обычно разговаривают без колебаний. Со старшими детьми дела обстоят немного иначе. Их взаимодействие зависит от отношений, которые выстроились у вас в семье с течением времени. Если вам доверяют, то ребенок сможет рассказать деликатную информацию, и ему не придется ее скрывать. Однако если ребенок не открывается, вы можете потратить некоторое время, чтобы найти идеи для укрепления этих отношений. Но помните, что подростки дорожат своим правом на неприкосновенность частной жизни и сопротивляются навязчивости.

Никогда не жалейте время на поездку на машине или на бытовые занятия, например, складывание белья вместе. Простое пребывание в одной комнате может создать возможность для взаимодействия. Например, если вы готовите ужин, а ребенок делает домашнее задание. Конечно, если один из вас сгорбился за компьютером, взаимодействие, вероятно, будет менее эффективным. Найдите способы быть рядом, где вы оба потенциально доступны, и это не будет выглядеть как допрос.

«Пятиклассникам ваша поддержка, безусловно, нужна в ситуации адаптации к новым учебным условиям. Этот период, когда вы слушаете ребенка, контейнируете его эмоции и помогаете справиться с возросшей учебной и психологической нагрузкой, станет залогом доброжелательных отношений для всего подросткового и юношеского возраста.

Становясь старше, дети стремятся к разъединению с родителями, и это нормально, потому что важная задача их возраста — сепарироваться от покровительства взрослых. В подростке формируется чувство взрослости. Не игнорируйте его желание приобщиться к взрослой жизни и вовлекайте его в процесс обсуждения семейных вопросов — финансовых, бытовых и др.

Ситуация самоизоляции, которую переживает вся страна, тоже помогает укрепить контакт с подростком. Обсуждайте с ним его чувства, оказывайте помощь в организации дистанционного обучения.

Если же подросток не идет на контакт, то всё, что вы можете сделать — признать его право на свое мнение. Доброжелательным тоном скажите ему, что вас беспокоит его нежелание общаться с вами, но вы всегда готовы к контакту. Он может рассчитывать на ваше внимание, поэтому может обратиться к вам в сложной ситуации».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector